Лечение кариеса

Люди всех возрастов во всем мире страдают от одного из самых распространенных заболеваний полости рта – патологический процесс известен под названием «кариес», это локальные повреждения эмали и дентина, когда разрушаются ткани молочных или постоянных зубов. Разрушение происходит под действием органических кислот, которые, в свою очередь, являются результатами жизнедеятельности бактерий в остатках еды и налете. Без своевременной терапии появляются осложнения в виде периодонтита, пульпита, кисты и полного разрушения зуба, что приводит к его потере.

Современная стоматология умеет эффективно справляться с этой проблемой. В клинике «Дентал-Медиа» в Ростове-на-Дону врачи производят комплексную диагностику и подбирают методику лечения кариеса в зависимости от стадии патологического процесса.

Диагностика

Лечебный процесс начинается с осмотра – это первый и важный этап. Иногда заболевание сопровождают болевые ощущения, болезненная реакция на сладкую, холодную, горячую пищу. Но во многих случаях болезнь протекает без боли, и выявить ее начальные стадии можно только при осмотре – так как изменяется цвет эмали.

Используются следующие методы:

• визуальная диагностика при помощи стандартного инструментария – зонда и стоматологического зеркала;
  • рентгенологическое обследование – позволяет выявить скрытые, незаметные пустоты внутри;
  • лазерная диагностика – дает возможность выявить даже самые ранние стадии;
  • другие способы выявления.

После обследования врач принимает решение о том, какие назначить процедуры, что зависит от стадии заболевания.

Особенности лечения кариеса на разных стадиях заболевания

Причинами распространения болезнетворных бактерий во рту являются нерациональное питание, неправильная гигиена, сниженный иммунитет и т.д.

Кариес различают по глубине поражения:

• стадия пятна – появляются участки темного/белого цвета, где наблюдается деградация поверхностного слоя. В этом случае действия врача направляются на насыщение поверхностных тканей кальцием и фтором – процедура реминерализации или реминерализирующей терапии, когда стоматолог втирает в эмаль специальные препараты;
  • поверхностная форма – наблюдаются разрушения эмали, появляются углубления – кариозные полости. На этом этапе главная задача – удалить весь пораженный участок и запломбировать отверстия;
  • средняя форма – болезнь распространяется на верхнюю часть дентина. В данном случае стоматологом высверливаются пораженные кариозные ткани и производится пломбирование;
  • глубокая форма – обширна, затрагивает нижние части дентина, может быть поражен даже цемент, покрывающий корни, то есть разрушается весь зуб полностью. Эта стадия – запущенный и сложный вариант, она протекает болезненно, часто воспаляется нерв. В этой ситуации удаляются все измененные ткани, затем ставится временная пломба, чтобы узнать, инфицирована ли пульпа. Если болезненные ощущения в течение пары-тройки дней не появились, ставится постоянная пломба.

В ряде случаев приходится прибегать к эндодонтическому лечению осложненного кариеса – когда из кариозной полости инфекция проникает в пульпарную камеру, и развивается пульпит и периодонтит. Из-за воспаления в такой ситуации стоматолог лечит каналы и затем уже восстанавливает ткани зуба.

Еще одна классификация производится по области расположения очага болезни.

По степени локализации различают:

• прикорневой (пришеечный) кариес – пораженные области находятся около десны;
  • фиссурный – в углублениях на поверхности моляров и премоляров;
  • межзубный (апроксимальный) – на стыках преимущественно переднего нижнего ряда либо переднего верхнего ряда.

Основные этапы

В отличие от поверхностной формы, все другие варианты требуют физического очищения от кариозных поражений. Рассмотрим самый распространенный вид заболевания – среднюю форму.

Для избавления от проблемы после этапа диагностики проводят очищение зубных рядов от отложений, от налета.

Процедуры проводятся под местной анестезией: обезболивающие препараты позволяют сделать вмешательство безболезненным. Пациент почувствует только прокол десны и введение лекарства во время инъекции анестетика.

Далее производится высверливание – удаляются пораженные участки. Важный момент: более твердая эмаль обычно повреждена меньше, чем более мягкий дентин, и кариозная полость напоминает широкий сосуд с узким горлышком. Если же пломбировочный материал разместить, не удалив измененные ткани, доступ к которым заблокирован здоровой эмалью, болезнь будет прогрессировать.

Во время высверливания традиционно используется бормашина, однако есть и другие способы и инструментарий. Это может быть технология обработки лазером без нагревания либо же воздушной струей под высоким давлением (воздушно-абразивный метод), химико-механический метод, когда производится растворение химическими средствами и подчистка ручными инструментами.

Очищенная полость изолируется от попадания влаги, обрабатывается антисептиками и адгезивом – для лучшей фиксации пломбировочного материала.

На дно, под пломбу, накладывается специальный изолирующий материал – прокладка. И уже на нее ставят пломбу.

Чаще всего закрывают отверстие пломбой-фотополимером. Современные фотополимерные композитные материалы затвердевают под лампой – придается анатомически правильная и эстетически привлекательная форма, позволяющая эффективно жевать. Последний этап – шлифовка и полировка поверхности, для придания завершенности.

Профилактика кариеса

Рекомендации по профилактике просты, однако действенны. Регулярный осмотр у дантиста позволит своевременно снимать налет и избавиться от пятнышек и мелких дефектов верхнего слоя – самой первой, начальной стадии, которую вылечить гораздо проще.

Общие профилактические меры включают:

• тщательный гигиенический уход за всей полостью рта с применением зубных паст со фтором, пригодных по конфигурации и размеру щеток;
  • рациональное питание с достаточным количеством фтора, кальция и витаминов, сокращение потребления углеводов;
  • укрепление иммунитета;
  • терапия хронических заболеваний кишечника, десен.

Кроме того, доктор может порекомендовать прием медикаментов, восполняющих дефицит минералов и витаминов: в зависимости от индивидуальных показаний, особенностей местной воды и других неблагоприятных факторов.

Еще одной эффективной процедурой является герметизация фиссур (углублений на поверхности моляров и премоляров) – то есть, запечатывание глубоких фиссур особыми герметиками.

Антенатальная профилактика разрушений эмали и дентина – это забота о здоровье беременных женщин и их будущих малышей. Во время беременности у женщин часто наблюдается дефицит минеральных веществ, что делает твердые ткани зубов уязвимыми. Для того, чтобы здоровыми были и женщина, и ребенок, нужно производить санацию и лечение патологий ротовой полости, с учетом того, что нынешние анестетики не вредят здоровью и безопасны для детей.

Профессиональная гигиена в условиях стоматологического кабинета полезна не только беременным – эта безболезненная процедура многократно повышает шансы блистать здоровой и красивой улыбкой. Чистка от налета требуется не реже одного раза в полгода.

Также эффективностью отличается реминерализация – когда здоровые зубы укрепляют, наносят на поверхность минеральные комплексы кистью или каппой.

В клинике «Дентал-Медиа» стоматологи производят качественное лечение кариеса во всех случаях – даже сложных и запущенных. Опытные врачи применяют самые передовые методики и современное оборудование, материалы, что позволяет достичь отменных результатов.